Человек как вид, его место в системе органического мира
Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов. Изучением процесса антропогенеза занимается антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.
С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них. В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы шесть основных концепций о происхождении человека:
1. Креационизм - человек сотворен Богом или мировым разумом.
2. Биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.
3. Трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.
4. Мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.
5. Космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.
6. Синтетическая концепция, объединяющая элементы всех концепций.
В нашей работе мы подробно остановимся на современной синтетической концепции, биологическое обоснование которой было предложено в 1857 году английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с XV в. в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. Но с начала XIX в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма - теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один.
Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом эволюции животного мира Земли. Впервые эти идеи были высказаны К.Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во II половине XVIII в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии.