Понятие метода и методологии. Классификация методов.
3) Самые общие методы, применяемые во всех областях действительности и на всех уровнях процесса конкретного познания. Самым общим, универсальным методом научного познания является диалектика. Несмотря на то, что диалектический метод содержит общеметодологические принципы познания, сам по себе он не может заменить специальные методы научного познания и даже не ставит перед собой такой цели. Каждый конкретный предмет познания изучается не только на основе общей методологии, а также на основе специальных методов. Специальные методы познания органически связанные с диалектическим методом, в безраздельной связи с ним оказывают влияние. Влияние диалектического метода на ход и результаты познания реализуются посредством специальных методов. Что касается общих методов научного познания необходимо отметить, что они по многим сторонам схожи с самыми общими методами. Это сходство заключается не только в применении многих общих методов как самых общих методов во всех науках, но и в том, что общие методы не отдельно от диалектического метода, а в органической связи с ним оказывают влияние.
Классификация общих методов научного познания также является философской проблемой, приобретающей особое значение. Эта проблема непосредственно связана с проблемой знания, его форм и уровней.
Знание – значимый элемент науки, способ существования сознания. Отражая объективные закономерности природы и общества и их важные связи, знания, являясь теоретической системой, характеризуется своей логической структурой, теоретической природой и общественным характером.
В настоящее время в зависимости от структуры особенностей развития различают эмпирический и теоретический уровни научного знания. Эти уровни знания сходные с двумя специфическими видами познавательной деятельности - эмпирическими и теоретическими исследованиями. Сбор отдельных данных и фактов об исследуемых явлениях и процессах на эмпирическом уровне, производится посредством наблюдения, сравнения, измерения, сбором экспериментальных результатов, их классификацией и описанием. Основные формы эмпирического знания – эмпирические законы, эмпирические понятия и научные факты.
Формирование научной картины мира, научных гипотез и теорий, системы законов, теоретических понятий и идей, и столкновение теорий происходит на теоретическом уровне, формирующим относительно более высокую ступень научного познания. Полученные в результате обобщения фактов эмпирические знания являются отражением явления, полученные в результате обобщения эмпирических знаний теоретические знания – отражения сущности. Теоретические знания зарождаются на основе эмпирических знаний, эмпирические знания образуют замкнутый круг вокруг теоретических знаний и объективной реальности, обеспечивают их взаимосвязь. Деление знания на эмпирический и теоретический уровни схожи с выделением чувственного и логического уровней познания, но не смотря на это они вовсе не тождественны. Это отличие прежде всего проявляется в том, что чувственный и логический уровни отражают диалектику индивидуального познания, а эмпирический и теоретический уровни – диалектику общественного познания. В этом делении нашло отражение также и отличие применяемых методов и результатов, полученных в процессе познания. Эмпирическая форма знания сравнительно более содержательнее чувственного познания, ограниченного ощущением, восприятием и представлениями; она образует тождественность с теоретическим мышление, чтобы быть связанной с одной стороны с чувством человека – с практикой, содержащей материальную деятельность, с другой стороны чтобы быть связанной с результатами этой деятельности – с умственной деятельностью, заново рассматривающей и синтезирующей эмпирические факты.
В соответствии с эмпирическим и теоретическим уровнями научного исследования знания, которые находятся друг с другом в диалектической связи, общие методы научного познания можно разделить на три большие группы:
1) эмпирические методы исследования, применяемы только на эмпирическом уровне познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент;
2) теоретические методы исследования, применяемые только на теоретическом уровне познания: идеализация, формирование, аксиоматический метод, метод перехода от абстрактного к конкретному;
3) эмпирическо-теоретические методы исследования, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровне знания: анализ и синтез, индукция и дедукция, история и логика моделирования, абстрагирование.