Формирование понятия “фермент” в курсе “Анатомия,физиология и гигиена человека”
При характеристике ферментативной деятельности пищеварительных
желез,в различных отделах пищеварительного тракта,важно обратиь внимание учащихся на спецефичность их расщепляющего действия на опреде-
ленные биологические вещества.Так в ротовой полости проявляется действие ферментов,расщепляющих крахмал;в желудке —расщепляющие бел
-5-
ки;в кишечнике,под действием ферментов секрета поджелудочной железы происходит расщепление всех основных компонентов пищи: белков,углеводов и жиров.
При изучении темы “Пищеварение”,для лучшего усвоения материала целесообразно использовать таблицу,в которую входили бы отделы пищеварительного тракта;ферменты,содержащиеся в секрете желез каждого из этих отделов;субстраты и продукты реакции,а также условия протекания реакции.
Например:
Отделы пищевари- тельного тракта |
Ферменты |
Действие фермента |
Оптимальные усло- вия работы фермен. |
1 .Ротовая полость ( слюнные железы: cлюна) |
а) Птеолин б) Мальтаза |
Крахмал а) Маль- тоза Мальтоза б) Глю- коза |
Слабощелочная сре да.Температура 37- 38 градус.по Цел. |
2. Желудок ( желудочный сок) |
Пепсин |
На белки. |
Кислая Среда. Температура 37гр. |
3 .Двенадцатиперс- тная кишка (секрет поджелудоч- ной железы) |
а)Липаза б)Трипсин в)Химотрипсин г)Амилаза |
Жиры а) Глице- рин + жирные к-ты Белки б) Амино- кислоты Крахмал г) Глюко- за -6- |
Щелочная Среда. Температура 37гр. |
В заключении нашего обсуждения темы “Анатомия, физиология и гигиена человека “ можно сделать следующие выводы: в этом курсе учащиеся знакомятся с ферментами в ознакомиткльном плане, их действии на уровне всего организма.
-6-
К сожалению,при изучении других тем данного курса,понятие “фермент” не затрагивается.Это очень плохо,т.к. у школьников создается впечатление,что ферменты участвуют только в процессах пищеварения.Поэтому задача учителя в следующих темах,таких как “Газообмен в легких и тканях”,”Белковый,жировой,углеводный обмен” не забывать знакомить учащихся с ферментами,принимающими участие в этих процессах.Для учеников 9 класса не важен механизм этого участия, важно,чтобы они усвоили,что все реакции нашего организма катализируются какими-то определенными ферментами.
Уже в 9 классе учитель должен показать важность межпредметных связей между биологией и химией.Следует использовать знания,полученные учениками при изучении неорганической химиии в курсе 8-9 классов (темы:”Кислород,оксиды,горение”, ”Водород”, ”Кислоты,соли,основания”, “Строение вещества”).
1 2