Формирование понятия “фермент” в курсе “Анатомия,физиология и гигиена человека”

При характеристике ферментативной деятельности пищеварительных

желез,в различных отделах пищеварительного тракта,важно обратиь внимание учащихся на спецефичность их расщепляющего действия на опреде-

ленные биологические вещества.Так в ротовой полости проявляется действие ферментов,расщепляющих крахмал;в желудке —расщепляющие бел

-5-

ки;в кишечнике,под действием ферментов секрета поджелудочной железы происходит расщепление всех основных компонентов пищи: белков,углеводов и жиров.

При изучении темы “Пищеварение”,для лучшего усвоения материала целесообразно использовать таблицу,в которую входили бы отделы пищеварительного тракта;ферменты,содержащиеся в секрете желез каждого из этих отделов;субстраты и продукты реакции,а также условия протекания реакции.

Например:

Отделы пищевари-

тельного тракта

Ферменты

Действие фермента

Оптимальные усло-

вия работы фермен.

1

.Ротовая полость

( слюнные железы:

cлюна)

а) Птеолин

б) Мальтаза  

Крахмал а) Маль-

тоза

Мальтоза б) Глю-

коза

Слабощелочная сре

да.Температура 37-

38 градус.по Цел.

2.

Желудок

( желудочный сок)

Пепсин

На белки.

Кислая Среда.

Температура 37гр.

3

.Двенадцатиперс- тная кишка

(секрет поджелудоч-

ной железы)

а)Липаза

б)Трипсин

в)Химотрипсин

г)Амилаза

Жиры а) Глице-

рин + жирные к-ты

Белки б) Амино-

кислоты

Крахмал г) Глюко-

за

-6-

Щелочная Среда.

Температура 37гр.

В заключении нашего обсуждения темы “Анатомия, физиология и гигиена человека “ можно сделать следующие выводы: в этом курсе учащиеся знакомятся с ферментами в ознакомиткльном плане, их действии на уровне всего организма.

-6-

К сожалению,при изучении других тем данного курса,понятие “фермент” не затрагивается.Это очень плохо,т.к. у школьников создается впечатление,что ферменты участвуют только в процессах пищеварения.Поэтому задача учителя в следующих темах,таких как “Газообмен в легких и тканях”,”Белковый,жировой,углеводный обмен” не забывать знакомить учащихся с ферментами,принимающими участие в этих процессах.Для учеников 9 класса не важен механизм этого участия, важно,чтобы они усвоили,что все реакции нашего организма катализируются какими-то определенными ферментами.

Уже в 9 классе учитель должен показать важность межпредметных связей между биологией и химией.Следует использовать знания,полученные учениками при изучении неорганической химиии в курсе 8-9 классов (темы:”Кислород,оксиды,горение”, ”Водород”, ”Кислоты,соли,основания”, “Строение вещества”).

Перейти на страницу:
1 2