Охрана атмосферного воздуха.
Обязанность защищать окружающую среду закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии с законом РФ “Об охране атмосферного воздуха” за состояние атмосферного воздуха в России несут ответственность органы государственной власти, руководители субъектов Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Система мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет целью защитить человека и окружающую природную среду от вредных воздействий, уменьшить ущерб, наносимый материальным ценностям.
К компетенции центральных органов власти РФ в области охраны атмосферного воздуха отнесены:
- формирование и проведение на территории России единой государственной политики в этой области;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов и обеспечение их исполнения;
- разработка, принятие и обеспечение реализации федеральных и научно-технических программ, планирование других мероприятий, их финансирование и материально-техническое обеспечение;
- установление ограничений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для субъектов РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с международными обязательствами России;
- определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ;
- нормирование качества атмосферного воздуха;
- определение порядка разработки и утверждения технических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также видов объектов, для которых они разрабатываются;
- определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ;
- определение порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на выбросы загрязняющих веществ;
- установление порядка определения и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ от станционных и передвижных источников;
- осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воз-духа;
- осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющем угрозу для здоровья людей на территории более одного субъекта РФ;
- установление порядка ограничения, приостановления и прекращения деятельности объектов, которые загрязняют атмосферный воздух;
- установление порядка функционирования федеральной системы мониторинга состояния атмосферного воздуха;
К компетенции субъектов РФ и муниципальных образований относятся реализация государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на своей территории, принятие в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов и обеспечение их выполнения.
В целях охраны окружающей природной среды и здоровья населения специально уполномоченными органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами исполнительной власти РФ устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха.
При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции и техническом перевооружении предприятий, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или полному исключению загрязняющих выбросов в атмосферу. Необходимо соблюдать технические нормативы и нормативы предельно допустимых выбросов, исходя из того, что совокупность выбросов от проектируемых, действующих и планируемых к строительству предприятий не должна ухудшать качество атмосферного воздуха.
Размещение, строительство, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, сооружений и других объектов допускается только после проведения государственной экологической экспертизы и по получении положительного заключения органов государственного надзора.
При ведении хозяйственной и иной деятельности, в том числе при сжигании различных веществ и материалов, эксплуатации транспортных средств и установок, оказывающих влияние на состояние атмосферного воздуха, юридические лица, осуществляющие эту деятельность, обязаны:
1 2