Расизм и его социальные корни. Прогрессивная общественность в борьбе против расизма.
Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми, мнимыми аргументами в пользу “теории” близости темнокожих рас к животным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабовладельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демократов, главным образом Н. Г. Чернышевского. Фактическое их опровержение было дано исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.
Проблема этногенеза (происхождения народа) имеет огромное значение для многонационального государства в связи с ростом национального самосознания. Доказательства единства происхождения всех современных рас является серьезным аргументом в борьбе с расизмом. С точки зрения антропологии, представления о расе как "душе" языка и культуры, является лжеучением. Ненаучными являются расовые концепции, которые утверждают, что расы обладают определенными психологическими свойствами, детерминирующими исторический процесс.
Все ныне живущее человечество представляет собой, с биологической точки зрения, один вид - Homo sapiens ("человекразумный"), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин "раса" созвучен арабскому "ras" - "начало", "происхождение" и итальянскому "razza" - "раса", "племя". Представители различных расовых типов могут достаточно сильно отличаться друг от друга (суданский негр, монгол, прибалтийский европеец), прежде всего по ряду телесных признаков - цвету кожи, волос, глаз, форме волос, чертам лица, форме черепа, пропорциям тела и др. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды; для жизнедеятельности они не существенны.
Необходимо строго различать понятия "раса" и "нация". Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Раса же есть совокупность людей, отличных одним антропологическим типом, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом. Нельзя употреблять словосочетания типа "английская раса", "германская раса", "китайская раса" и т. д.
В пределах одной нации существуют варианты расовых признаков. Приведем примеры. Северные итальянцы отличаются от южных более высоким ростом, менее удлиненной головой, они более светловолосы и светлоглазы. Так же отличны северные французы от южных, англичане восточных графств - от западных.
Не существует связи расы и языка. У человека любой расы родным языком будет тот, в среде которого он воспитан. Среди тюркоязычных народов бывшего СССР встречаются южные европеоиды - азербайджанцы, монголоиды - якуты, чуваши из уральской расы. В пределах одного расового типа можно встретить различные группы языков. Так, среди индоевропейцев можно встретить разные варианты европеоидной расы.
Язык и культура могут распространяться без перемещения расового типа, но последний, мигрируя, обязательно переносит их с собой, и только антропология может выявить истинные расовые компоненты, составляющие основу данного народа.
Границы антропологических типов чаще совпадают с границами историко-этнографических областей, т. е. общностей людей, сложившихся в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область.
Расизм - сумма антинаучных концепций, основа которых - представление о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, изначальном разделении людей на "высшие" и "низшие" расы.
Раньше неравенство людей обосновывалось различием характеров, и лишь затем - расовыми доктринами. Мотив расизма - необходимость колонизации Американского, Азиатского и Африканского континентов. В Америке были истреблены около 19 млн. индейцев и одновременно созданы резервации для аборигенов. Продолжительность жизни американских индейцев была в 1,5 раза меньше, чем у колонизаторов. С XVI в. начинается ввоз негров в Америку. Констатировано ущемление прав коренных этнических групп в ЮАР и Родезии. Католическая церковь поддерживала идею неравенства рас. С XIX в. в США политика подкреплялась антропологической доктриной неравенства людей.
На рубеже XVIII и XIX вв. рождается моногенизм (представление о расах как подразделениях одного вида). Истоки его найдены в библейском предании о происхождении человечества от одной пары людей. Атеисты автоматически стали в это время полигенистами, а позже полигенисты становятся расистами. Расовые отличия иногда связывают с отличиями обезьян - предков человека (полифилия). Монофилисты ратовали за происхождение от одного предка, и Ч. Дарвин был ярким представителем данного направления.
Антропосоциологическая школа выступила с тезисом: борьба за существование очищает расу от вырождения. Движущая сила истории - не социальные отношения, а расовая борьба. Многие авторы конца XIX в. развивали концепции, провозглашавшие европейские расы высшим достижением естественного отбора, а доминирующие классы - победителями в борьбе за существование. Социал-дарвинисты в расовой проблеме развивали идеи, никогда не провозглашавшиеся Ч. Дарвиным. Он всегда был противником рабства, отстаивал сходство современных рас по умственным и эмоциональным возможностям.
1 2