Расизм и его социальные корни. Прогрессивная общественность в борьбе против расизма.
На рубеже XIX-XX вв. возникла евгеника - направление, требующее принятие мер по ограничению рождаемости у отдельных людей и даже народов, признанных "генетически неполноценными". Этому предшествовало появление трудов графа Гобино (XIX в.), посвященных "высшей" расе - "арийскому типу", творящему "высшую" цивилизацию.
Одним из родоначальников социал-дарвинизма и евгенического расизма был английский экономист Мальтус (XVIII-XIX вв.), который считал, что государство не должно оказывать помощь бедным, ибо голод и нищета обусловлены не общественным строем, а чрезмерным размножением бедняков.
Фашистская доктрина имела в основе философию Ницше. В ее основе понятие "воля к власти" - наследственный инстинкт, отличающий расу господ. Инстинкт подчинения характерен для низшей расы. Для очищения расы от низших элементов необходима ее селекция. "Арийская раса" имеет определенный расовый портрет и психологический профиль. Судьба народа зависит от его расового типа.
Современный расизм питается не только анатомическими доводами, но использует данные психологии, генетики и этнографии. В развитии расизма акценты ставятся на: 1) "умственной неполноценности", связанной с особенностями физического типа; 2) не равных размерах мозга;
3) структурных различиях мозга;
4) психологических отличиях рас.
Научные данные свидетельствуют, что интеллектуальные возможности зависят от социальных факторов. Преимущественная детерминация интеллекта генетикой не подтверждена. По мнению прогрессивных антропологов, "чистых рас" не существует. История есть результат взаимодействия рас и культур, нет ни одной цивилизации, которая была бы построена людьми одной расы. В создании великих цивилизаций принимали участие все расы.
Смешение рас говорит о видовом единстве человечества. Особенности антропогенеза можно наблюдать в биологии всех рас. В строении мозга нет расовых отличий. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что ни папуасы Новой Гвинеи, ни австралийские аборигены не имеют признаков, характеризующих их как "низшие расы". Все современные расы обладают равными возможностями в достижении любого уровня цивилизации.
Таким образом, человечество, включая все его расы, относится к одной стадии развития рода Homo. От общего предка человечество получило общий комплекс свойств, необходимый для реализации высших психических функций, - мышления и речи.
1 2